К 100-летию Закона о флоте Украины

Политика в мире и Украине, события, новости, мнения

Модератор: azov

Ответить
admin
Site Admin
Сообщения: 3272
Зарегистрирован: Вс июл 17, 2005 8:55 pm
Репутация: 0
Откуда: Геническ
Gender:
Контактная информация:

К 100-летию Закона о флоте Украины

Сообщение admin » Сб янв 26, 2019 10:03 am

25 января 1919 правительством Директории принят «Закон о флоте», говорится на странице Фейсбук ВМС ВС Украины.

В нем были изложены основные положения подготовки и применения флота, регламентировано состав флота, срок службы кораблей различных типов, речь шла о боевой подготовке, комплектования, театры возможных боевых действий флота.

Этот закон предусматривал все области организации деятельности флота УНР.

В том числе, он определил рода сил флота: корабельные соединения, воздушный флот (морскую авиацию) и морскую пехоту; установил сроки службы кораблей различных типов и классов, систему боевой подготовки, театры плавания и зоны ответственности флота.

В морской пехоте предполагалось сформировать два корпуса и дивизии.

NikKm
Наш человек
Сообщения: 3013
Зарегистрирован: Чт май 28, 2009 8:45 pm
Репутация: 2

Re: К 100-летию Закона о флоте Украины

Сообщение NikKm » Сб янв 26, 2019 4:04 pm

А немного раньше события разворачивались так
Ещё 21 декабря 1917 года Центральная Рада приняла закон «О создании Генерального секретариата морских дел» (укр. «Про утворення Генерального секретаріату Морських справ»), который возглавил известный украинский политик Д. В. Антонович. Позже Секретариат был преобразован в Морское министерство. 14 января 1918 года был принят «Временный закон о флоте Украинской Народной Республики» (укр. «Тимчасовий закон про флот Української Народної Республіки»), согласно которому суда и корабли флота бывшей Российской империи на Чёрном море провозглашались флотом УНР.

В свою очередь, большевики проводили серьёзную агитационную компанию на флоте. Так, уже в конце января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР направил в Севастополь телеграмму о создании «на добровольных началах» рабоче-крестьянского красного флота, обещая жалование, вдвое превышавшее денежное обеспечение, предоставляемое черноморцам украинским правительством. Укрепление позиций большевиков в Крыму могло привести к тому, что флот УНР существовал бы лишь на бумаге[5].

Накануне похода
Приказ военного министра УНР
10 апреля 1918 года, на следующий день после переформирования дивизии в корпус, штаб запорожцев получил от военного министра Александра Жуковского секретный устный приказ Совета народных министров УНР. Генералу Натиеву предписывалось выделить из корпуса отдельную группу на правах дивизии, обеспеченную всеми видами вооружений, под командованием Болбочана. Ему была поставлена стратегическая задача: опережая немецкие войска на линии Харьков-Лозовая-Александровск-Перекоп-Севастополь, захватить Крымский полуостров в частности город Севастополь которые были под контролем советских войск. Конечной целью операции должен был стать Черноморский флот, дислоцированный в Севастопольской бухте, который планировалось ввести в состав вооружённых сил УНР. Группе Болбочана ставилась также задача захватить военное оборудование и имущество крымских портов[6].

В состав Крымской группы вошли 2-й Запорожский полк, 1-й конный полк имени Костя Гордиенко, инженерный курень, конно-горный артиллерийский дивизион, три полевые и одна гаубичная батареи, бронеавтомобильный дивизион и два бронепоезда.

Ещё одна группа Запорожского корпуса должна была выступить по направлению Лозовая-Славянск для освобождения от большевистских частей Донецкого бассейна. Организацией и отправкой этого подразделения занимался лично генерал Натиев. В Донецкую группу под командованием полковника В. Сикевича, командира 3-го Гайдамацкого полка, вошли 1-й и 3-й Запорожские полки, 3-й Гайдамацкий полк (специально прибывший из Киева), артиллерийский и инженерный полки[7][неавторитетный источник?].

Сергей Шемет, близкий друг полковника Болбочана, вспоминал позднее в своих мемуарах:
На протяжении всего похода корпуса[8] из Киева до Харькова непосредственное управление частями во время боевых действий осуществлял полковник[8] П. Болбочан, в то время как генерал Натиев вынужден был всё своё время отдавать делам организации частей, собранных на скорую руку в Киеве и направленных в поход.

Натиев умел ценить заслуги своих помощников и не боялся конкуренции тех, кто своими заслугами поднимался выше общего уровня, поэтому он не побоялся выдвинуть Болбочана и назначить его командиром первой дивизии Запорожского корпуса, не побоялся дать Болбочану и его дивизии отдельное задание — освобождение Крыма от большевиков, хотя это поручение, очевидно, давало тому возможность подняться в глазах правительства и общества ещё выше.

Оригинальный текст (укр.)
Ход операции
Продвижение украинских войск на юг

Встреча Крымской группы с «сечевыми стрельцами» в Александровске. На первом плане — сотник Остап Луцкий, полковник Петров, эрцгерцог Вильгельм Габсбург, полковники Болбочан и Сельванский
13 апреля 1918 года части Крымской группы выступили из Харькова на Лозовую. Оттуда они начали наступление в направлении Севастополя и 14 апреля после коротких боёв заняли Александровск. В Александровске запорожцы встретились с «сечевыми стрельцами», которые с австрийской армией наступали с Правобережья.

18 апреля передовые части Крымской группы подошли к Мелитополю, уже очищенному в ходе упорного боя 16 апреля (3 апреля) 1918 года от большевиков отрядом полковника Дроздовского[10]:98—106. Оставив Мелитополь, советские войска отошли на Сивашские позиции. В Мелитополе в руки украинских частей попали склады продовольствия и оружия, автомобили, самолёты и моторные катера.

Продвигаясь вперёд, украинские части постоянно наседали на отступающего противника, нанося удары конницей и пехотой на автомобилях. В результате 21 апреля части Крымской группы заняли Новоалексеевку — последнюю станцию перед сивашским мостом — и вплотную приблизились к переправам[7][неавторитетный источник?].

Переговоры с немцами

Бойцы УНР
Накануне форсирования Сиваша Болбочан встретился с генералом фон Кошем, командиром 15-й ландверной дивизии, которая наступала на Крым следом за группой Болбочана. Генерал информировал Болбочана о намерении немецкого командования силами корпуса при поддержке флота осуществить операцию по захвату Крыма. Имея тайный приказ правительства УНР опередить немцев и первыми захватить Крымский полуостров, запорожцы готовились самостоятельно взять Перекоп. Болбочан, как командир дивизии и более низкий по рангу офицер, был вынужден признать своё подчинение немецкому генералу, однако от предложенной помощи — немецких боевых частей и бронепоездов, которые должны были прибыть в Мелитополь, отказался. Немецкое командование достаточно скептически отнеслось к планам запорожцев, учитывая выгодное оборонительное положение противника: на Перекопе советские войска могли даже незначительными силами сдерживать численно превосходящие силы наступающих, а природные условия Сиваша делали переправу практически невозможной. Немцы считали невозможным взятие Перекопа без тяжёлой артиллерии, которая должна была поступить в распоряжение 15-й ландверной дивизии в ближайшее время, и восприняли намерения Болбочана как бессмысленную дерзкую затею. Возможно, именно это побудило немцев не препятствовать наступлению запорожцев на Крым[6].

Прорыв через Сиваш
На Сиваше у советских войск имелись более мощные и организованные укрепления, чем в окрестных населённых пунктах. Несмотря на это, украинские войска за день овладели позициями обороняющихся.

Молниеносная операция по захвату сивашской переправы, проведённая Болбочаном, уберегла Крымскую группу от значительных потерь и обеспечила её быстрое продвижение вглубь Крымского полуострова. Готовя прорыв, штаб группы предпринимал значительные усилия для дезинформации противника, учитывался также и психологический фактор «традиционности» прорыва подобных укреплений. Непосредственный участник тех событий сотник Борис Монкевич в своих воспоминаниях писал:
«При таких благоприятных условиях, как неинформированность большевиков и их невнимательность в деле обороны переправ, Болбочан отбросил прежний план форсирования Сиваша моторными катерами и решил внезапным наскоком захватить непосредственно железнодорожную переправу».

Оригинальный текст (укр.)[показать]
Ночью 22 апреля первая сотня 2-го Запорожского полка под командованием сотника Зелинского на мотодрезинах быстро переехала заминированный мост и обезвредила взрывчатку. Вслед за этим мост пересекли два бронепоезда. Большевики, никак не ожидая такого решительного наскока, не успели приступить к обороне переправы — бронепоезда беспрепятственно доехали до линии оборонительных укреплений и пулемётным и артиллерийским огнём посеяли панику среди оборонявшихся. Атака сотни Зелинского на позиции «красных» окончательно вынудила советские войска покинуть свои позиции. К тому времени мост успел перейти 2-й полк, который тут же занял оставленные укрепления[7][неавторитетный источник?].

Наступление
Вечером 22 апреля Крымская группа с боем захватила город Джанкой — первую узловую станцию в Крыму, что дало ей возможности для развёртывания последующего наступления. Здесь все силы группы Болбочана сосредоточились и начали продвигаться дальше по трём направлениям: Одна часть войск, состоявшая из пехоты, броневиков и артиллерии, продвигалась по восточной стороне железной дороги Джанкой-Симферополь, вторая часть (Гордиенковский полк и конно-горная пушечная дивизия) двинулась в направлении Евпатории, а третья часть отправилась на Феодосию[12][13].

Уровень дисциплины среди запорожцев был высок на протяжении всей операции — казаки и старшины высоко ценили Петра Болбочана, уважение к нему и его авторитет были несомненными. Это имело ещё одно, возможно, неожиданное следствие: отношение воинов Запорожской дивизии к своему командиру было с подозрением воспринято руководством военного ведомства УНР — пошли слухи о диктаторских амбициях полковника.

Во время Крымского похода Запорожская дивизия пополнилась значительным количеством добровольцев из Таврии, а также татарскими добровольческими формированиями. Полковник Болбочан намеревался создать из них отдельную регулярную часть, однако, учитывая существовавшие договорённости украинского правительства с немецким командованием, был вынужден распустить эти волонтёрские отряды. При этом многие добровольцы из Крыма вступили в Запорожскую дивизию ещё в Мелитополе[11].

Главные силы группы Болбочана были направлены на Симферополь, который был захвачен почти без сопротивления утром 24 апреля. Приблизительно в то же время Гордиенковский полк захватил Бахчисарай.
Ну что же, история имеет свойство повторяться...

admin
Site Admin
Сообщения: 3272
Зарегистрирован: Вс июл 17, 2005 8:55 pm
Репутация: 0
Откуда: Геническ
Gender:
Контактная информация:

Re: К 100-летию Закона о флоте Украины

Сообщение admin » Сб янв 26, 2019 6:44 pm

Трагическая судьба выпала и Болбочану и Натиеву.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

admin
Site Admin
Сообщения: 3272
Зарегистрирован: Вс июл 17, 2005 8:55 pm
Репутация: 0
Откуда: Геническ
Gender:
Контактная информация:

Re: К 100-летию Закона о флоте Украины

Сообщение admin » Сб янв 26, 2019 8:32 pm

Еще фото Болбочана с женой (?) и план-схема похода на Крым
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

admin
Site Admin
Сообщения: 3272
Зарегистрирован: Вс июл 17, 2005 8:55 pm
Репутация: 0
Откуда: Геническ
Gender:
Контактная информация:

Re: К 100-летию Закона о флоте Украины

Сообщение admin » Чт янв 31, 2019 9:41 am

144.jpg
В сети показали фото канонерской лодки ЧФ, на которой 100 лет назад был впервые поднят украинский флаг (Фото)

30 января 1886 зачислена в Черноморский флот канонерская лодка «Донец», которая в 1917 году поднимала украинский флаг, в 1918 году выполняла боевые задачи в составе флота Украинской Народной Республики, информирует Фейсбук ВМС ВС Украины.

Основные характеристики: водоизмещение 1280 тонн, длина 67,2 м, ширина 12,2 м, осадка 3,7 м, скорость 13 узлов, экипаж 180 человек (после 1914 - 137), вооружение: пушки 2х1 203 мм, 1х152 мм , 6х47 мм, 1х37 мм.

В 1889-1900 годах канонерка выполняла задачи боевой службы в Средиземном море. В 1890-1891 годах участвовала в глубинно измерительных экспедициях на Черном море. После модернизации с 1901 года использовалась как учебный корабль. Участвовала в боевых действиях во время Первой мировой войны.

В ночь на 29 октября 1914 «Донец», который стоял на якоре у внешнего конца брекватера Одесского порта, принял бой с турецкими эсминцами «Гайрет Ватани» и «Муавенет Милеет», которые прорывались к порту, был поражен огнем и после взрыва затонул. Останки погибших военных моряков похоронен на Втором христианском кладбище Одессы.

В декабре 1914 канонерку подняли и после ремонта вновь ввели в состав флота.

К 1916 году «Донец» входил в отряд обороны северо-западного побережья Черного моря. В начале 1916 года принимал участие в Трапезундская десантной операции, а в августе 1916 «Донец» был зачислен в состав Дунайской флотилии где снова использовался в боевых действиях.

12 октября 1917 на корабле были подняты национальные украинские флаги и стеньг сигналы «Да здравствует свободная Украина».

С 15 ноября 1917 находился в составе флота УНР.

18 января 1918 захвачен большевиками. После бегства большевиков из Одессы снова в составе украинского флота, с 27 марта 1918 года. С 6 июля 1918 «Донец» зачислен в Одесской бригады траления Украинского государственного флота под командованием капитана первого ранга Александра Гадда.

В декабре 1918 года «Донец» захвачен войсками Антанты, выведенный в Тендровская залив, но в мае 1919 года во время шторма сорван с якоря и затонул после удара о корпус броненосца «Чесма».

28 ноября 1921 корабль поднят советскими специалистами, но в состав действующего флота «Донец» не вводился.

В 1928 году разобран на металл.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить